Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар

Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар Ахмед Муртазинович Ишимбаев (1906-1998)
/портрет работы А.М.Чарушева/

АХМЕД ИШИМБАЕВ, КРАЕВЕД ИЗ КАСИМОВА

 (из статьи А.Цирульникова /журнал «Знание — сила», №№ 9-10 за 1998 г./)

…В старом татарском доме живет Ахмед Ишимбаев. Он известен тем, что восстановил по памяти, нарисовал, начертил несохранившиеся (так мягко назвал взорванные) памятники архитектуры Касимова. Делал он это так. Вначале изображал, описывал, что помнил сам. А что не помнил, спрашивал у других. Зазывал к себе бабку какую-нибудь и спрашивал: ты не помнишь? Оказывается, помнят.

И так у него вырисовалось: остатки ханского дворца на улице Победы, монастырь с улицы Свердлова, последний дом со ставнями по Пролетарской… Находил старую фотографию, рисовал план и не только план, а подписывал, кому каждый дом принадлежал, кто хозяин.

Бывали случаи, кто-то хотел вернуть прадедов дом и приходил к нему. Ахмет давал справку. Затем археологией занялся. Тогда строили памятники героям войны, он ездил по деревням, смотрел и фотографировал. И это народное творчество на пленке осталось.

Потом увлекся другой темой, этнографической, взяв эпиграфом строку местного поэта: «Прославил Русь не тем, что стар Он — первый памятник не игу, А братству русских и татар!» Нашел первый герб города Касимова. Описал, какие гробницы строили, татарские кладбища, татарские деревни. Сколько было мечетей. Как одевались. Дополнил фотографиями местных жителей: дореволюционная татарская девушка, окончившая Сорбонну, пастух-татарин, выросший до генерал-майора…

Этого Ахмету Муртазиновичу показалось мало, и он стал копить память о современниках. Никто, например, не знал, сколько в касимовском крае писателей и поэтов. У каждого он взял маленькую фотографию, приписал несколько строк, и получился исторический документ: «Такой-то (или такая-то) родился в г.Касимове. Пишет стихи и небольшие рассказы…»

Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар

Все это — и вспомнившиеся памятники, и незабытых людей — Ахмет Ишимбаев наклеил на карточки, собрал, как в больших библиотеках, архивах собирают, в свою картотеку и стал приглашать в дом, кому интересно, и рассказывать. То краеведы зайдут, то школьники, то из татарского общества…

Со временем Ишимбаев стал чем-то вроде местной энциклопедии. Был случай, не понравилась начальству деревня, плохо, говорят: хорошая деревня, а зовут — Собакино. Могут подумать, собачья жизнь. Нужно поменять название. Пришлось Ишимбаеву вмешаться. Не Собакино, говорит, а Су-бакин-о, по-татарски: храните воду, относитесь к воде по-человечески. Начальство не верит. Посылает запрос в Казань, в Академию наук. Оттуда приходит ответ: все правильно. Начальство успокаивается. Хотя этой деревне что Собакино, что Субакино — все едино: нет там никого.

Улан-тау — на возвышенном месте. Кол-Бердяево — где рабов брали… Что за рабы? Бурлаки, объясняет Ахмет, тянули лямку, часть умирала, у деревни баркас останавливался и набирали новых.

Сама фамилия Ишимбаев — переделанная, первоначально была связана с мошной. Это — нательный мешочек такой, вроде кисета, куда бурлаки табак клали, чтобы не вымок. У деда Ахмета было производство, он мошну, лук в Сибирь возил, а оттуда меха. Возил по течению притока Оби Ишима, отсюда фамилию переделали — «Ишим-бай», в смысле — разбогатевший.

В семье деда было двенадцать человек, Ахмет самый младший. После революции стал учителем сельской начальной школы, потом — заведующим и, видимо, неплохо заведовал, его выдвинули в отдел народного образования инструктором. Это, вспоминает Ахмет, была самая хорошая работа. Ему пишут: товарищ инструктор, у меня не получается правописание глаголов неопределенной формы. Инструктор едет и дает урок, а учитель сидит в классе и слушает.

Потом из инструкторов его взяли воевать, а когда вернулся, инструкторов в народном образовании уже не было, только инспектора. Он сказал: у меня образования не хватает, и его отправили учителем. Опять он учил русскому языку, татарскому немного и хорошо — математике. Любил придумывать самодельные пособия. Очень простые: два столбика из фанеры, на одном пишутся гласные, ходят вверх-вниз, а на другом — согласные подставляются. Двигаешь планку, и получается СИМ, СОМ, САМ… Быстрей двигаешь — быстрей читают. Такую же сделал по быстрому счету.

Нет, говорит Ахмет, учителем быть очень хорошо, почти как инструктором. И время было такое интересное, но не все дозволялось записывать. В юности была у него подружка, гимназистка Марьям, вела дневник утром и вечером. Тут революция совершилась, и кому надо доложили, что она записывает. А что записывает? «Утром пришли, забрали этого, вечером — того…» Посмотрели на нее — убогая, горбатая. Топи, говорят, печь. А не будешь топить, заберем маму. Марьям испугалась и затопила. А если бы сохранились дневники эти, мы бы, считает Ахмет Муртазинович, лучше знали советский период…

Очень жалко писателей, говорит. Человек пишет, вкладывает труд, достает деньги, чтобы издать, а ему в ответ: неси бутылку и забирай, а то место занимаешь. Идет домой, складывает в комнатенке, и никто не берет книгу, никакой книготорг. Стоит писатель на Советской улице и продает. Самое унизительное это, особенно когда детский писатель.

Ему за девяносто, живет один в старом доме с большими татарскими воротами. Ходить трудно, но не лежит, всегда что-то делает. Глядя на него, подумалось, что реформировать жизнь начали явно не с того конца. Бьемся за дальние острова, забросив то, что в центре России. Залежи под ногами, человеческие месторождения. Кто их будет раскапывать?

Тяв-баш, — говорит Ахмет, — нашествие головы… Десять лет учатся, — удивляется он, — а татарского не знают»…

Примечание: перепечатка с http://www.misharlar.ru/netdata1.html (впервые опубликован в 2002 г. с использованием тогда существовавшего источника http://www.znanie-sila.ru/online/issue2print_270.html)

Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар

УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

(сочинение студента филиала Рязанского педагогического колледжа в г.Касимове
Светланы Воскресенской, 2014 г.)

Учитесь, люди, век свой быстротечный
Для добрых дел, для будущего жить;
Не нам земля принадлежит навечно,
А каждый смертный ей принадлежит.

Человек сам творит свою судьбу. Кто-то не хочет ничего предпринимать и жалуется, что ему скучно жить, другой постоянно находится в поиске чего-то нового, интересного, стремится передать весь накопленный опыт другим. Такие уникумы есть в каждом городе, и наш Касимов не исключение. Если спросят о таком творце судьбы, многими без раздумий будет названо имя Ахмеда Муртазиновича Ишимбаева.

Наш город известен далеко за пределами Рязанской области как город двух культур и двух наций. Здесь дружно уживаются русские и татары, передавая друг другу свои традиции и обычаи. Многие годы центром этих двух народов являлся Ахмед Ишимбаев, заслуженный учитель и краевед. Это был поистине педагог с большой буквы, обладающий даром научить не только чтению и счету, но чему-то гораздо большему: любви к Родине, уважению к людям, бескорыстию, неравнодушию.

28 сентября 1906 года в городе Касимове в состоятельной татарской семье родился сын, который был назван Ахмедом. Ахмед – самый славный, наипрославленный, самый хвалимый! Будто наперед знали судьбу сына. Родители его были земледельцы – вели зерновое хозяйство. Семья была большая – 10 человек детей: 4 сестры и 6 братьев. Все они получили начальное образование. Ахмед и его брат – среднее.

С девятилетнего возраста Ахмед Муртазинович стал учиться в городской татарской школе (медресе). После окончания поступил в школу II ступени. В 1924 году был зачислен на первый курс педтехникума, завершил учебу в 1929 году в числе первых выпускников татарского отделения.

Затем получил направление в Подлипкинскую трудовую школу первой ступени, работал рядовым учителем. Потом его перевели в Мунтовскую школу. Молодому учителю приходилось работать не только с детьми, но и участвовать в ликвидации неграмотности населения. Трудился в Болотцах, Самылове, Касимовской школе №5, в «Школе колхозной молодежи», преподавал на двух языках: русском и татарском, ставил со школьниками классику (очень любил Чехова и Островского), выступал сам в импровизированном театре.

А потом — война, на которую призван А.М.Ишимбаев был 29 сентября 1942 года. Попал в самую «мясорубку»: на Волховский фронт, под Новгород и Псков. Служил в 1468-м армейском зенитно-артиллерийском полку в 3-й батарее. Прошел всю Прибалтику, защищал блокадный Ленинград. 6 ноября 1945 года вернулся домой в звании ефрейтора. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», Сталинской грамотой. Уже в мирное время получил орден Отечественной войны, медаль Жукова, которые бережно хранил в шкатулке вместе с учительскими наградами.

После войны, с 19 ноября 1945 года, работает инструктором районного отдела народного образования, с 15 августа 1947 года – в Улановско–Горской начальной двухкомплексной школе в качестве директора и преподавателя.

Учительский труд А.М. Ишимбаева получил достойную оценку. Этот педагог был удостоен почетного звания «Отличник народного образования». А 17 декабря 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». И сам министр прислал ему поздравление телеграммой. Слова замечательного советского педагога В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» — это точно о нем. Еще бы добавить — не только детям, но и всем людям, кто его окружал.

Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар

Из воспоминаний бывшего директора Касимовского педагогического училища Анатолия Владимировича Приклонского: «По долгу службы не единожды я приводил студентов в школу на Улановой горе. Сколько было на его уроках удачных методических находок, как увлеченно он руководил познавательной учебной работой ребят, сколько любви и душевности чувствовалось в его отношениях с детьми. А потом работа со студентами: скрупулезный анализ проведенных уроков. Когда студенты давали пробные уроки в этой школе, то подражали опытному учителю, словом, эта практика приносила свои добрые плоды».

Вспоминает Елена Жебраткина: «Дом его был достаточно большим, построен он по всем правилам татарских традиций: холодный каменный низ, теплый деревянный верх. Войдя внутрь, я как будто окунулась в историю, прошлое… Нас встретил пожилой человек с добрым и приветливым лицом. При виде нас у него радостно засветились глаза. А как же иначе? Ведь он многие годы работал в школе с детьми, стал заслуженным учителем школы России. Началась удивительная беседа с Ахмедом Муртазиновичем о нашем городе. Я смотрела на него и думала: «Какой удивительный человек, как много в нем энергии, несмотря на возраст. И как много сделал этот человек для своего города, края. А еще я поняла, что у него доброе открытое сердце. Он никогда не стремился выделяться, был простым тружеником, любившим свое дело».

«Умный, добрый, нежный, невероятно скромный! Обидел ли он когда кого хоть взглядом? Нет! Не верю!» — писал о нем Николай Грачев.

Ахмед Муртазинович до самой старости занимался краеведением. Обошел и объехал все уголки нашего города и района. И даже до областного архива, чтобы все нюансы уточнить, добирался. Причем в 70 лет! Имея в своем «арсенале» лишь старенький фотоаппарат «Зенит» да общую тетрадь, восстановил по памяти и зарисовал многие несохранившиеся памятники архитектуры Городца Мещерского. Свои рисунки, незатейливые буклеты, полные душевного тепла, фотографии Ахмед Муртазинович охотно дарил дарил музеям, школам, краеведам.

Ишимбаев — не только фотограф, но и музыкант. С особым трепетом брал он в руки хранящиеся у него музыкальные инструменты, и звуки татарских мелодий, сменяя друг друга, наполняли дом.

Затем увлекла старика и другая тема — этнографическая. Отыскал самый первый герб Касимова. Все татарские деревни в округе объехал, узнал, сколько в них было мечетей. Выяснил, как одевались мужчины и женщины.

Все материалы собрал в картотеку и приглашал в дом всех, кому было интересно. Хоть и жил он один, но никогда не был одинок. Его навещали краеведы, школьники, делегации из-за рубежа, в том числе из Турции, Судана, государств Аравийского полуострова. Как вспоминают знавшие его касимовцы, дверь в доме Ишимбаева не закрывалась никогда. Он был местной энциклопедией. Его постоянно приглашали на различные городские мероприятия, общественные собрания, юбилейные торжества. Труды Ишимбаева вошли в народный учебник «Касимов: город и человек», являющийся учебным пособием дисциплины «История родного края», в Рязанскую энциклопедию, выпущенную к 900-летию Рязани.

В 1996 году решением городской Думы за заслуги в деле популяризации города и района, работе с молодежью Ахмеду Ишимбаеву было присвоено звание «Почетный гражданин города Касимова».

Умер Ахмед Муртазинович 4 сентября 1998 года.

За большие заслуги перед малой родиной городская Дума решением от 03.07.2001 г. одну из улиц нашего города назвала именем Ахмеда Муртазиновича Ишимбаева. А с 2006 года администрацией г.Касимова учреждена муниципальная премия имени А.М. Ишимбаева. Она присуждается касимовцам, внесшим значительный вклад в дело сохранения и приумножения культурного и духовного наследия родного края. С 2006 года в сфере культуры г. Касимова учреждена премия заслуженного учителя РСФСР, почётного гражданина города, краеведа — Ахмета Муртазиновича Ишимбаева.

Приятно осознавать, что многие мечты Ахмеда Муртазиновича становятся реальностью: возрождаются народные татарские традиции, открываются культовые учреждения, в образовательных учреждениях идут уроки по истории родного края, издаются книги о Касимове, в феврале 2014 года принято решение о создании и открытии Центра татарской культуры и искусства имени Ахмеда Ишимбаева, призванного способствовать укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений.

Мы горды тем, что являемся студентами того же учебного заведения, в котором получал образование Ахмед Муртазинович, что живем на той земле, потомком которой является он. В нашем колледже и по сей день помнят этого выпускника. Ему посвящаются радиопередачи, стенгазеты, вечера. Преподаватель художественно-графического отделения А.М.Чарушев создал портрет Ишимбаева. Получая профессию педагога, мы чувствуем большую ответственность перед памятью этого великого человека, учителя с большой буквы, увлеченного краеведа, опаленного Великой Отечественной войной ветерана, Почетного гражданина города, хранителя культурных традиций русского и татарского народа, радушного хозяина. Он сочетал в себе разные стороны жизни. Благодаря этому, Ахмед Муртазинович дожил до глубокой старости, но в душе всегда оставался молодым, ведь жизнь без старости дается редким, исключительным людям, постоянно живущим в ладу и гармонии с самим собой, с обществом, с природой. Ахмед Муртазинович Ишимбаев был одним из таких людей. Его жизнь продолжается и сейчас. Человек жив, пока жива память о нем. И тогда вопреки всем законам природы, жизнь его длится без конца…

Куда ушел он, человек с реки Ишим?
Быть может, к звездам, не дано мне знать,
Вот только знаю, человеком был большим,
И мог он в душах звезды зажигать…

Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар

Студенты педагогического колледжа

Примечания: 1. Сочинение написано под руководством О.В.Матвеевой. 2. Все фоторепродукции выше на данной странице взяты из сочинения С.Воскресенской.

Фотографии из группы «Касимовский историко-культурный музей-заповедник»:

Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар
Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар
Ахмед Ишимбаев — Честь и совесть Касимовских татар

По материалам muhtariat.ru