История татар Рязанской области

Изучение истории татар современной Рязанской области имеет прочные научные традиции. Особое значение имеет историография Касимовского ханства.

В дореволюционной историографии преобладал великодержавный подход в оценках значения Касимова. Это выражалось, прежде всего, в трактовках создания ханства: игнорировалась причинно-следственная связь между пленением Василия II ханом Улу-Мухаммедом после Суздальской битвы 1445 г. и образованием вскоре ханства во главе с сыном Улу-Мухаммеда Касимом; недооценивалась реальная заинтересованность Московской Руси, как в служилых татарах, так и в создании особого государственного образования служилых татар для успешного проведения восточной политики. Напротив, в различных работах большое внимание уделялось потребностям татарской феодальной аристократии в стабильности в эпоху политических междоусобиц на постордынском пространстве. Многие подобные оценочные суждения перешли и в труды советских историков.

В то же время, именно в XIX веке был создан капитальный труд по истории Касимовского ханства «Исследование о касимовских царях и царевичах» В. В. Вельяминова-Зернова, основанный на анализе различных русских и татарских средневековых источников (ч. 1-4, 1863-87), где впервые в историографии дается комплексный анализ истории данного государственного образования.

Значительной объективностью в оценках Касимовского ханства отличается фундаментальное исследование М. Г. Худякова «Очерки по истории Казанского ханства» (1923), где особое значение отведено влиянию Касимова на судьбу Казанского ханства (роли служилых татар в формировании промосковской позиции у значительной части казанской феодальной аристократии, личности Шах-Али — правителя Касимовского и Казанского ханств).

Важнейшую роль Касимова в истории татарского народа отмечал и родоначальник татарской историографии Шигабутдин Марджани (1818-1889). Выдающейся татарский историк XIX века Хусаин Фаизханов (1828-1866) внес большой вклад в изучение эпиграфики Касимовского ханства – памятников татарской средневековой архитектуры, расположенных в Касимове (Хусаину Фаизханову принадлежит и значительная роль в подготовке труда В. В. Вельяминова-Зернова). В последующем «касимовская» тема в той или иной форме найдет отражения в работах всех татарских историков, изучавших средневековый период развития татарского народа (Г. С. Губайдуллин, Ш. Ф. Мухамедьяров, Р. Г. Фахрутдинов, М. А. Усманов, Д. М. Исхаков и др.). С нач. 2000-х. гг. большую исследовательскую работу по изучению истории Касимовского ханства проводит Б. Р. Рахимзянов. История мусульманской общины Касимова XVIII – начала XX вв., в том числе меценатская деятельность династии Кастровых изучается Р. Р. Салиховым. Политические процессы, происходившие в Касимовском ханстве, в особенности – взаимоотношения касимовских ханов с Москвой, изучены в работах А. В. Белякова.

История касимовских татар нашла отражения в работах, посвященных истории Касимова. В книге дореволюционного историка Н. И. Шишкина «История города Касимова с древнейших времен» (1887) дана ретроспектива, зачастую тенденциозного характера, истории Касимовского ханства. Н. И. Шишкин основывал свое исследование на анализе значительного корпуса источников: русских средневековых летописей, писцовых книг города Касимова от 1627 года, татарских родословных-шеджере, документов из московского архива Министерства иностранных дел и др., однако справедливо и мнение о значительном объеме компиляции в книге Н. И. Шишкина из известного труда В. В. Вельяминова-Зернова.

Большая часть книги посвящена истории Касимовского ханства (или, как его называет Н. И. Шишкин, Касимовского царства). В соответствии с традициями отечественной историографии XIX в., Н. И. Шишкин выстраивает периодизацию не с учетом социально-экономических факторов, а по «царствиям», в данном случае по годам правления касимовских ханов. Особое значение в истории ханства он справедливо отводит эпохе правления Касима и Шах-Али. Именно в этот период Российское государство наиболее активно привлекало касимовских татар для участия во внешней и внутренней политике. Шишкин показывает постепенное снижение роли Касимовского ханства, особенно подробно анализируя события XVII в., когда власть ханов ограничивалась русскими воеводами. Н. И. Шишкин также подробно проанализировал исторические памятники эпохи Касимовского ханства: Ханскую мечеть, текие Шах-Али, текие Авган-Мухаммед-Султана на Старопосадском мусульманском кладбище в Касимове.

Интерпретация фактов проводится Н. И.Шишкиным с великодержавных позиций, отличается в целом негативным отношением к касимовским татарам и исламу. В контексте нашей работы, тем не менее, работа Н. И. Шишкина представляет интерес изложением истории рода сеидов Шакуловых – предков Раузы Кастровой.

История Касимовского ханства освещается в многочисленных книгах касимовского краеведа Н. А. Родина (1924-2013). В работах историка Д. Ю. Филиппова дается глубокий анализ истории татарского купечества Касимова XVIII – нач. XX вв.

Особенности духовной и материальной культуры касимовских татар изучались различными исследователями; наиболее полный и глубокий анализ данных вопросов был проведен известным казанским этнографом Ф. Л. Шарифуллиной в монографии «Касимовские татары» (1991, переиздана в Рязани в 2004 г.).

В данной работе Ф. Л. Шарифуллина обобщила материалы своих полевых исследований, проводившихся с 1970-х. гг. в татарских селах и деревнях Касимовского района Рязанской области и в городе Касимове. Благодаря встречам и беседам с татарами-старожилами, анализу соответствующих источников Ф. Л. Шарифуллиной удалось получить представления о быте касимовских татар конца XIX – начала XX вв. – то есть периода расцвета купеческого Касимова. Согласно традициям отечественной этнологии, Ф. Л. Шарифуллина большое внимание уделила изучению традиционной одежды, жилища, пищи, кухонной утвари и др. элементов материальной культуры касимовских татар.

В частности, было показано, что благодаря активной интеграции касимовских татар в капиталистические отношения произошло быстрое усвоение ими ценностных ориентаций и бытовых особенностей, свойственных российской городской цивилизации. Значительную роль здесь сыграла и масштабная миграция касимовских татар в большие города (прежде всего в Санкт-Петербург и в Москву), и та значительная роль, которую они играли в мусульманских общинах этих городов. Раннее приобщение касимовских татар к товарно-денежным отношениям, кризис и без того не свойственных им аграрных традиций повлиял на увеличение потребности в светском образовании, свободном овладении русским языком. Важным является и мысль автора о быстром усвоении касимовскими татарами элементов татарской общенациональной культуры, в формировании которой они активно участвовали (благодаря функционированию в Касимове и окрестных селах центров мусульманского образования и наличию большего количества образованных людей). В целом, как показано в монографии, урбанизационные процессы у касимовских татар произошли значительно ранее, чем у многих др. субэтнических групп татарской нации, что позволяет говорить о Касимове как о своеобразном татарском цивилизационном феномене.

Ф. Л. Шарифуллина впервые в отечественной историографии составила наиболее полный перечень поселений касимовских татар, в ом числе и ныне исчезнувших (ею были приведены их официальные и татарские названия). Многие жители этих сел, формально принадлежа к крестьянскому сословию, становились в кон. XIX – начала XX вв. крупными представителями татарского купечества. Во 2-м издании книги впервые подробно анализируются традиции и обряды касимовских татар, связанные с исламом (в том числе, сопутствующие рождению ребенка, похоронно-поминальные обряды).

В целом, работа Ф.Л.Шарифуллиной остается наиболее значительным научным исследованием по истории и этнографии касимовских татар.

При изучении истории касимовских татар стоит учитывать и различные издания публицистического характера. В их числе – книга краеведа В. В. Акимова «Касимовские татары» (2004), где приведено значительное количество материалов по современной истории мусульманской общины Касимова. В книгах А. Б. Беляева «Касимовские корни и современные ветви с древнейших времен» (2001) и «Историческая генеалогия татарского народа» (2012) представлены значительные по объему материалы, посвященные истории различных татарских родов, исторически связанных с современной Рязанской областью. В отличие от работ, посвященных анализу татарских родословных-шеджере, изданных в последние годы в Татарстане, книги А. Б. Беляева не претендует на научность. В методологическом смысле ее можно скорее рассматривать как источник, требующий дополнительного анализа и уточнения. Однако значение трудов А. Б. Беляева заключается в том, что собран редкий материал, получить который по объективным причинам (например, в связи со смертью информаторов-старожилов) в дальнейшем не удастся.

Очень часто в воспоминаниях Раузы Кастровой упоминается село Азеево, ныне расположенное в Ермишинском районе Рязанской области – родина её деда, великого мецената Салиха Ерзина. Нам удалось побывать в Азеево и в расположенной неподалеку деревне Иванково, исторически связанной с родом Кашаевых, собрать у местных жителей материал о прошлом местных мусульманских общин. Татарское население Ермишинского района Рязанской области принадлежит к субэтносу татар-мишарей.

В этой связи надо отметить, что отличие от истории касимовских татар, прошлое татар-мишарей современной Рязанской области изучено значительно слабее. Долгое время их история и этнография изучалась обзорно, в контексте иных исследовательских задач (например, истории Касимовского ханства, этнографии касимовских татар). При изучении становления сословия служилых татар некоторое внимание было уделено истории кадомских татар.

В ходе проведения масштабных научных экспедиций по изучению этнографии татар-мишарей, быт и культуру старинного татарского села Азеево изучила выдающийся татарский этнограф Р. Г. Мухамедова, что нашло отражение в ее капитальной монографии «Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование» (1972).

Значительную исследовательскую работу по изучению истории местных татар проводит Н. Н. Байдакова. В своей кандидатской диссертации «Политика российских властей по отношению к нехристианскому населению и новокрещенам в XVI-начале XX в. (на примере Тамбовского края)», защищенной в 2006 году в МГУ, Н. Н. Байдакова отводит значительное место анализу численности и хозяйственного положения мусульман Тамбовского края в XIX-XX вв. Поскольку территория Елатомского и Шацкого уездов Тамбовской губернии входит ныне в состав Рязанской области, представленный научный материал, основанный на анализе различных источников, имеет непосредственное отношение к истории татар-мишарей Рязанской области.

Большое значение имели исследования в области татарской диалектологии: изучение говоров западного (мишарского) диалекта татарского языка. Так, Ф. Ю. Юсупов провел исследование в Азеево, а Л. Т. Махмутова – в Бастаново. В статье «Бастанский говор татарского языка» (1974) Л. Т. Махмутова изучила не только лексику татар Бастаново, но и привела собранные ею статистические и этнографические материалы (1).

Комплексный характер носит книга филолога Ф. С. Баязитовой «Духовное наследие татар-мишарей. Семейно-бытовая, обрядовая терминология и фольклор» (2003, на татарском яз.), где с позиций филологии (фольклористики) и этнологии изучено устное народное творчество татар-мишарей. С целью сбора материала для своего исследования Ф. С. Баязитова побывала в различных селах и деревнях татар-мишарей, в том числе, в Рязанской области (Азеево, Бастаново, Тархань).

С конца 1990-х гг. были опубликованы статьи М.А.Сафарова, в которых рассматриваются различные вопросы истории и этнографии татар Рязанской области (как касимовских татар, так и татар-мишарей): история татарских сел и деревень, местных мусульманских религиозных общин, особенности духовной и материальной культуры, совр. положение. В основе работ — материалы, полученные автором методом включенного наблюдения в ходе неоднократных посещений города Касимова и большинства татарских сел Рязанской обл.: Азеево, Иванково, Бастаново, Тархани, Большого Студенца, Алешино и др., бесед со старожилами-информаторами.

Из новейших работ особо необходимо выделить статью наиболее видного современного исследователя татарской археографии и эпиграфики М. И. Ахметзянова, посвященную его научной экспедиции 2008 года в татарские села Сасовского района Рязанской области и изучению памятников местных мусульманских кладбищ, а также исследования генеалогии татар Рязанской области (М. Ишеев, М. Акчурин, А. Абдиев , Р. Атнагулов).

При анализе истории татар Рязанской области стоит учитывать и богатые материалы, собранные местными краеведами, в их числе – А. М. Ишимбаев (Касимов), Ф. Х. Бисерова, У. Х. Бурнашев (Азеево), Н. К. Гарипов (Бастаново). Некоторые краеведческие работы были опубликованы, в том числе брошюра А. Бляшева «Об истории села Азеево», вышедшая в Казани на татарском языке еще в 1924 году. В связи с тем, что текст брошюры А. Бляшева был издан на арабском алфавите, материалы, собранные краеведом, не получили должного отражения в исторических и этнографических исследованиях.

В последние годы (начиная с 2000-х гг.) наблюдается активизация процесса изучения истории и культуры татар Рязанской области.

Литература:

Сафаров М. А. Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь. М., 2009. С. 88-89.